
Месяц назван так древними римлянами в честь Юлия Цезаря. На Руси его называли «липец» (т. к. в это время цветут липы), «грозовик», «страдник», «жарник», «сенозарник».
ПРИМЕТЫ ИЮЛЯ
Июль — макушка лета: устали не знает, все прибирает.
Июль — краса лета, середка цвета.
Всем лето пригоже, да макушка лета тяжела.
Июнь с косой по лугам прошел, а июль с серпом по хлебам пробежал.
В июле на дворе пусто, да в поле густо.
В июле хоть разденься, а все легче не будет.
Хоть в июле душно и жарковато, а расставаться с ним жалковато.
Июль — грозник, молнии мечет, дубы калечит. Июль косит и жнет, долго спать не дает. Приметы июля:
Утром туман стелется по воде — к хорошей погоде. Если утром трава сухая — к ночи ожидай дождя.
Зеленоватая окраска луны — к наступлению сильной засухи.
Если тучи пошли по небу полосами — к дождю.
Если можно повесить ведро на рог месяца — быть суше, а если ведро падает — к дождю (по этой примете предсказывали погоду за одну — две недели вперед).
1 июля
День Федула.
Федул на двор заглянул — пора серпы зубить, к жнитву готовятся загодя.
Луна рогами влево — к хорошей погоде, рогами вниз — к пасмурной.
2 июля
День мученика Зосимы. Святой Зосима — покровитель пчел: цветы пчеле растит, в цветы меду наливает.
Зосима — пчелы мед припасают. Приметы этого дня:
Если пчелы торопятся к своим ульям — скоро быть дождю.
Пчелы становятся злее и чаще жалят — перед засухой.
Пчелы сидят на стенках ульев — к сильной жаре.
3 июля
День священномученика Мефодия, перепелятника. Праздник охотников. Паутинный день, погодоуказатель. Пауки помогали крестьянину предугадывать погоду за два-три дня: перед непогодой они не раскидывают своих сетей, а сами уничтожают сотканную паутину и прячутся в щели. Если же пауки снова принимаются за работу, это предвещает перемену погоды к лучшему.
Были и другие приметы:
Если муравьи прячутся в кучи — жди сильного ветра, дождя, грозы.
Лягушки расквакались и по суше прыгают — перед дождем.
Если на Мефодия дождь, то будет идти сорок дней.
4 июля
Сова на доме — к безденежью.
5 июля
Душно — к хорошей рыбалке.
6 июля
День Аграфены-купальницы, память мученицы Агриппины. Открытие купального сезона, начало заготовки банных веников. В ночь приступали к сбору лекарственных трав, а также и ядовитых — для зелья. Накануне Ивана Купалы у трав и кореньев наибольшая целебная сила:
Аграфена — лихие коренья.
Особым уважением пользовались купальница и иван-да-марья, на них крестьяне парились в банях, чтобы смыть с себя худобу и болезни.
Репу сей на Аграфену — хороша репа будет.
На ночь под подушку клали мелкие деньги, а утром вынимали и смотрели: если «орлов» больше, то будет хорошая прибыль.
7 июля
День Ивана Купалы, праздник, предшествовавший началу уборки хлебов. Имя Купалы олицетворяло летнее плодородие. Праздник этот имеет очень древнюю основу. Он распространен среди многих народов и повсюду справляется ночью. Это неудивительно: «ночь с Аграфены на Ивана» издревле считалась чудесной. Именно в эти волшебные часы деревья разговаривают друг с другом и даже переходят с места на место, а люди купаются в росе, которой приписываются самые чудодейственные свойства.
Эй, девушки, на купальню!
Ладу-ладу, на купальню!
Кто не выйдет на купальню,
Ладу-ладу, на купальню,
Ой, тот будет пень-колода,
Ладу-ладу, пень-колода!
А кто выйдет на купальню,
Ладу-ладу, на купальню,
А тот будет бел-береза,
Ладу-ладу, бел береза!
На Ивана Купалу собирали целебные травы и коренья:
Иванов день пришел — траву собирать пошел.
Иван Купала — хорошие травы.
На берегах рек и озер разжигали обрядовые костры, огонь для которых добывали непременно древним способом — трением дерева о дерево, и прыгали через них, стремясь очиститься от скверны и набраться новых, живительных сил. Каждый старался прыгнуть как можно дальше, чтобы достать свое счастье. Огонь такого костра называли живым, лесным, лекарственным, царь-огнем. Он был символическим воплощением могущественного солнца, и поклонение ему призвано было усилить плодородие земли.
У воды-моря Купала!
Играл ночью конь у Ивана
Копытом камень разбивал,
Искрой огонь разжигал.
Скачи-ка первым, конь,
Через велик огонь.
За тобой царь и царица,
И красная девица,
И миром, и пиром,
И с добрыми людьми!
В эту мочь девушки гадали на трапах: собирали двенадцать разных растений — купаленку, медвежье ушко, богатенку, разрыв-траву и обязательно папоротник и чертополох, клали букет под подушку и приговаривали: «Суженый-ряженый, приходи в мой сад гулять!» После этого суженый обязательно приходил к девушке во сне, а сны в эту волшебную ночь могли быть только вещими. Можно было поступить и по-другому: положить под подушку охапку травы, а утром проверить, набирается ли в ней двенадцать разных растений. Если да — значит, скоро замуж идти. На берегу реки девушки гадали так: сплетали венок и пускали его плыть по течению. Если венок утонул — значит, суженый разлюбил.
Ой, на Ивана,
Ой, на Купала
Девушки гадали,
В воду быструю
Венки кидали.
— Скажи, водица,
Красной девице
Про жизнь молодую:
С кем век вековать?
Кого, реченька,
Любимым называть?
Долго ли жить,
По земле ходить?
Неси, речка, венок,
На другой бережок!
Особое значение в эту ночь придавали полыни. Считалось, что она отпугивает ведьм и русалок, а потому ее носили при себе, вплетали в венки и подвешивали на стены домов.
По поверьям, в ночь на Ивана Купалу в глубине леса расцветает папоротник. Его чудесный огненный цветок обладает волшебными свойствами: он дарит своему обладателю безграничную власть над всеми правителями, над любыми сокровищами и даже над нечистой силой. Многие храбрецы пытались отыскать сказочный цветок в лесных чащобах, но пока это никому не удавалось.
Чудесная эта ночь просто дышала волшебством: неуловимые колдовские силы завораживали и привораживали, купальные огни манили в неизвестную даль, а ведьмы, лешие и оборотни буквально не давали прохода…
С утра пораньше, под впечатлением прошедшей ночи, выходили на луга косцы:
На Ивана выходи на косовицу.
До солнышка пройдешь три покоса — ходить будешь в сапогах, а не босо.
Любо-дорого было в это утро наблюдать восход солнца. Впрочем, говорят, что и в наше время 7 июля солнце, поднимаясь, переливается всеми цветами радуги и «купается» в воде — то нырнет в нее, то вынырнет… Приметы этого дня вот какие:
На Иванову ночь звездно — много грибов будет.
Сильная роса — к урожаю огурцов.
Если в Иванов день гроза, то орехов уродится мало, и будут они пустые.
Иван Купала — один из самых почитаемых в народе праздников. Значение этой важной даты многократно подчеркивается в народной поэзии:
В Иванов день цветы сильнее пахнут.
Ивановские дожди лучше золотой горы.
На Иван-день колосок, так на Ильин-день колобок.
Корми меня до Ивана, сделаю из тебя пана, — говорит пчела.
А еще говорят, что если в Иванов день перелезть через двенадцать «огородов» (заборов), то заветное желание непременно исполнится.
8 июля
День Петра и Февронии, память благоверного князя Петра Муромского и жены его благоверной княгини Февронии — самых добрых небесных заступников вступающих в брак. Праздник всех влюбленных. В этот день не выходили торговать без жен, сестер или матерей — без женского пола будет один убыток.
Примета:
Если в этот день стоит жара, то зной не спадет еще сорок дней.
9 июля
День Давида-земляничника. Поспевает земляника.
Земляника девок в лес зовет.
Собирай по ягодке — наберешь кузовок.
Одну ягодку найду,
В коробок ее кладу;
На другую посмотрю
И скорее к ней бегу;
Третью примечаю,
Четвертая мерещится.
Если в этот день положить в карман траву земляники, то можно идти занимать любую сумму — отказа не будет.
10 июля
День Самсона-сеногноя, память преподобного Самсона. Крестьяне готовились к сенокосу и очень опасались дождя:
На Самсона дождь — семь недель то ж.
На Самсона дождь — до бабьего лета мокро.
Если приходило долгое ненастье, крестьяне собирались вечером за околицей и выкрикивали по ветру:
Ветер-Ветрило! Из семерых братьев Ветровичей старшой брат! Ты не дуй-ка, не секи дождем со гнилого угла, не гони трясовиц-огневиц из неруси в Русь! Ты подуй ветром теплым! Ты пролей на рожь-матушку, на яровицу-яровую лишь к поре-времени дожди теплые! Ты сослужи, буйный ветер, службу добрую — на радость мужикам-пахарям, на добрую славу!
Для сена и гречихи нужна была сухая погода, а для проса хороша была мокрая, поэтому говорили так:
На Самсона сено зелено — каша черна, сено черно — каша бела.
В этот день подготавливали к предстоящей работе косы и серпы. Второй раз пахали паровые поля:
До Петрова взорать (вспахать), до Ильина заборонить, до Спаса посеять.
В этот день читаются заговоры на домашнее благополучие. Кто постится в этот день, тот будет избавлен от одного греха.
11 июля
Луна зеленая — к сильной засухе.
12 июля
Петров день, или Петровки (Великий праздник Первоверховных Апостолов Петра и Павла). «Разговины», конец Петровского поста: молодежь до утра гуляла в поле, а старики собирались за столом. Пастуху выплачивалась «петровщина» — вторая из трех выплат (первая — при найме, третья — в конце сезона). Певчие птицы смолкают, с деревьев опадают первые листья, световой день заметно убавляется.
Петр и Павел час убавил.
Соловей поет до Петрова дня.
Пришел Петрок — сорвал листок.
Если кукушка перестала куковать до Петрова дня — осень затянется.
Начинается ягодное время. Завершается весенне-летний период праздников и вступает в силу страдная пора. Начинается сенокос.
Петр-Павел жару прибавил.
С Петрова дня — красное лето, зеленый покос.
В Петровки сухо, и день велик.
Всяк, кто дорос, спеши на покос.
Не то сено, что на лугу, а то, что в стогу.
Строй серпы и косы к Петрову дню — так будешь мужик.
Коли дождь в Петров день — сенокос будет мокрый.
Каково лето, таково и сено.
Красное лето — зеленый покос.
На травах роса — легче ходит коса.
На святого Петра дождь — урожай не худой, два дождя — хороший, три — богатый.
Дождь — к большому урожаю, но гнилой картошке.
Рыбаки считали апостола Петра своим покровителем, а Петров день — своим праздником, и в этот день обязательно готовили уху из свежей рыбы. Купание в Петров день смывает много грехов.
14 июля
День Кузьмы и Демьяна — святых бессребреников, безмездных врачевателей. В церкви — молебны о здравии. Хорошие хозяйки, успешно справившиеся со всей работой, собирались на женский праздник — летние кузьминки.
Кузьминки — бабий праздник.
Где песня льется, там легче живется.
15 июля
На березе появились желтые листья — к ранней осени.
16 июля
В этот день старались не затевать никаких дел, так как считали его несчастливым.
17 июля
День Андрея-наливы.
Озими в наливе, греча на всходе, а батюшка-овес до половины дорос.
Солнце играет — Бог милостив к людям; солнце в тумане — Бог гневается.
18 июля
День Афанасия, память преподобного Афанасия Афонского. Месяцев праздник, особенно почитаемый стариками. Вечером месяц «играет», и увидеть это явление — счастливая примета.
Глядеть, как месяц играет — силы копить.
Месяц играет — к хорошему урожаю.
Хороши игры месяца — хорош и урожай.
Как медь желты облака — к дождю.
Из гнилого кута наволокло тучи — будет дождь.
20 июля
День Авдотьи-сеногнойки. Неубранное к этому времени сено могло вовсе пропасть: дожди, начавшиеся в этот день, длятся долго.
21 июля
Казанская, день великомученика Прокопия, жатвенника. Начало жатвы («зажинки»).
Прокопий — жнец, жатвеныик, жатву ржи начинает.
В этот день проводили праздник «первого снопа» — благодарили землю за урожай и с помощью обрядовых действий и заговоров стремились сберечь ее плодородную силу на будущее. Первый сноп жала старшая в семье женщина. Она выходила на работу, как на праздник — чисто одетая, убрав в доме. Из первой сжатой горсти ржи жница делала себе пояс и приговаривала:
Стань, мой сноп, на тысячу коп!
Как матушка рожь стояла год, так моя спинушка жать бы не устала!
Как соломка гибка, так бы и спина моя была гибка!
Первому снопу приписывали чудесные свойства и называли его «снопом-именинником» или «снопом-дедом», украшали цветами и лентами, торжественно несли домой и ставили в почетный угол под образа, где он находился до конца жатвы. Считалось, что он, «хозяин», выгоняет вон мух, тараканов, клопов и прочих гадов. С этого первого снопа осенью начинали молотьбу, соломой его кормили больную скотину, а зерна берегли до следующего сева как целебные для людей и домашней птицы. Этими зернами весной и сев начинали.
Прокопий-жнец зачинает рожь.
Зерно в колосу — торопись жать полосу.
Пока колос в поле — трудись подоле.
Зерно в колоске — не валяйся в холодке.
Вздохни да охни, а свое отбывай.
Жнут порою —жуют зимою.
Когда в поле жнут да косят, погоды не ждут и не просят.
В страду одна забота: не стояла бы работа.
У кого работа — у того и хлеб.
Не иди, дождик, где косят, а иди, где просят; не иди, дождик, где жнут, а иди, где ждут!
В это время поспевает черника. В жару она была лучшим лекарством от расстройства желудка.
Черница-ягода поспела — поспела и рожь.
Жатва — самое неподходящая пора для свадеб:
В жатву лентяй женится, а зуда замуж идет.
Жатва — время дорогое, никому тут нет покоя.
22 июля
Пора пробовать огурцы. Самый первый из них следует закопать, чтобы другие росли дружнее.
24 июля
День Ефимии-стожарницы. Сияние Стожар, т.е. Большой Медведицы, предвещало в этот день сезон удачной охоты на медведя. Самобытные сельские астрономы давно заметили, что «звезда от звезды разнствует по славе», и наиболее заметным из светил дали свои «имена»: «Вечерница» — первая вечерняя звезда, «Денница» — последняя утренняя звезда, «Чигирь-звезда» — Венера (предсказательница счастья и несчастья), «Утиное гнездо» — Плеяды, «Кичаги» — Пояс Ориона, «Становище» — Млечный Путь, «Железное колесо» — Арктический пояс.
25 июля
День Прокла-плакалыцика, память мученика Прокла. Зной идет на убыль. Сено загнивает от больших рос, поэтому крестьяне спешили управиться с ним до Прокла. Однако Прокловы росы считались целебными, особенно от глазных болезней, поэтому их собирали «для очнаго врачевания».
Прокл — великие росы.
На Прокла поле от росы промокло.
Утренняя роса — добрая слеза, ею лес умывается, с ночкой прощается.
Утренняя роса и туман — к хорошей погоде.
26 июля
День Гавриила (Собор Архангела Гавриила). Сухая погода сулит хорошую осень. Крестьяне, обращая взоры к небу, уговаривали:
Не иди, дождик, где косят, а иди, где просят. Не иди, дожяик, где жнут, а иди, где ждут!
Пух с осин полетел — подосиновики пошли.
28 июля
Кирики-мокродырики, середина лета по старому стилю.
Не жни на Кирика и Улиту — маньяк (видение) увидишь.
В этот день обтесывают бревна, а на утро смотрят: если бревна за ночь затвердели и потемнели, то все, что из них построят, будет долговечно.
29 июля
День священномученика Афиногена. Лето перешагивает знойный порог и поворачивает к осени.
Придет Афиноген с теплом да со светом — уберешься загодя со жнитвом, а явится с дождем — хлеб в снопах прорастет.
На Финогена молись солнышку — проси Бога о ведрышке.
На Афиногена пташки замолкают, задумываются.
30 июля
Найти в лесу орехи, грибы или желуди — к прибыли. Найденные желуди хранят весь год.
31 июля
Начинается сбор гороха. Горох из первых стручков, предварительно высушенных на солнце, хранили в шкатулке с украшениями, чтобы дома водились деньги.
Просмотров: 129